“Через познание языка к миру и согласию» таков лейтмотив образовательной деятельности школы национального возрождения им. К.Б.Даржумана.
История создания школы. Идея создания школы не принадлежит его сотрудникам, этому предшествовала инициативность представителей этносов Прииртышья, которые вели в 90-х годах активную, творческую деятельность по созданию классов, кружков по возрождению национальных языков, традиции среди детей и молодежи. Идейным вдохновителем создания школы является ассамблея народа Казахстана Павлодарской области. Так в 1997 году школа распахнула свои двери 200-стам обучающимся, желающих познать красоту национальной культуры, умению говорить и петь на родных языках, учиться познанию своих корней и видению общности духовных ценностей этносов, которые живут рядом. Надо сказать, что инициатива Ассамблеи была вполне оправдана, они сделали все возможное, пройдя путь порождения нового, и открыв для себя перспективы этого дела, чтобы появилась эта школа, как культурно-образовательное крыло ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области. Поражает их чутье и дальновидность, как известно с 2012 года школа носит имя видного общественного деятеля К.Б. Даржумана, внесший вклад в становление и развитие ассамблеи области и основоположника школы.
Так появилась эта школа, эффективно работающая вот уже 17 лет в системе дополнительного образования г.Павлодар. Её первые выпускники – успешные молодые люди: у которых уже свои «маленькие ассамблеисты», которые посещая наши занятия, так же, как в свое время их родители, смело осваивают этнокультурные ценности, демонстрируют толерантные навыки на творческих площадках отделения, школы, поражая родителей своими речевыми и этнокультурными навыками. На период деятельности школы 231 выпускников стали обладателями сертификатов о том, что прослушали полный курс учебной программы национального отделения школы по следующим предметам: родной язык, культура, традиции и обычаи.
За этот период времени Школу посетили сотни детей и подростков, гости из ближнего и дальнего зарубежья. Серьезные и смешливые, тихие и неуравновешенные, как все дети обучаются в школе от азбуки до красноречия родному языку, постигают тайны секретов национальных укладов, образцы нравственности, которые передаются из поколения к поколению в сотворчестве младшего и старшего звена ассамблеистов. И эта преемственность одна из ключевых показателей гармонизации, обеспечивающих понимание и осознания каждым воспитанником важности единств судеб каждого через принцип «Единство в многообразии». Эта идея является главной в содержании образовательной деятельности школы. Сегодня школа – это площадка толерантного общения, где созданы комфортные условия для содружества воспитанников, где принципы преемственности, гуманизма, толерантности являются индикаторами уровня культуры межэтнических отношении. Эта учебные национальные классы , где формируются и развиваются навыки социальной зрелости детей и подростков через участие в проектах, конкурсах, фестивалях искусств этносов. Эта аудитория проявления патриотических чувств, поступков, действий по сохранению и развитию духовных ценностей этносов Прииртышья. На этапе становления школы с 1997 по 2000 годы директором была назначена отличник образования Республики Казахстан , педагог Г.Жумадирова. Защитив концепцию школы, разрешив кадровый потенциал учреждения с привлечением иностранного специалиста из республики Польша сделала свой первый шаг в поликультурное пространство школы . Так начался образовательный процесс в 10 национальных отделениях. Это армянское, азербайджанское, корейское, чечено-ингушское, еврейское, украинское, немецкое, татаро-башкирское, польское, чувашское группы обучения. А с 2000 по 2005 годы эстафету принимает К.Ахметова – опытный педагог, отличник образования Республики Казахстан. Особенностью этого этапа является открытие болгарского, греческого, белорусского отделении и двух культурологических центров как русского и казахского. В этот период на базе школы прошел первый республиканский семинар среди педагогов воскресных школ с участием к.п.н, профессором К.Кожахметовой, которая отметила актуальность возрождения духовных ценностей среди подрастающего поколения и уникальность школы. А 2005- 2007 годы были особенными: это обобщение опыта работы педагога белорусского отделения, отличника образования Республики Казахстан Л.Рябининой; это 10-летие школы и выход её на новый качественный уровень развития. Девять выпускников школы поступили в ВУЗы республик: Польша, Болгария, Израиль, Украина. Более 50 детей национальных отделений были награждены туристическими, оздоровительными путевками за успешное усвоение культурных ценностей и активное проявление творческих способностей. В этот период осуществляла руководство креативный директор З.Карпсеитова. Особую лепту в развитие школы внесла с 2007 по 2012 годы Б.Ахажанова, которая в сотрудничестве с Павлодарским государственным педагогическим институтом утвердили учебный план школы, внесены в авторские программы педагогов элементы основ казахской культуры, вышел рецензированный к.п.н., профессором Г.Суюновой учебно- методическое руководство «Этнокультурные этюды», где отражен опыт работы педагогов школы по проблеме развития поликультурной личности в этнокультурной среде. Этот период нового качественного становления школы совпал с переездом в новое здание – Дом дружбы. Страницы 2008 учебного года в жизни школы незабываемые. Это встреча воспитанников болгарского, греческого, культурологического центра казахского с Главой государства на открытых занятиях. С 2012 года по сегодняшний день руководит школой опытный специалист Е.Айткулов, который ведет эффективную работу в сотрудничестве с ассамблеей народа Казахстана Павлодарской области и управлением развития языков области по улучшению качества образовательных услуг в данном учреждений.
За 17 – летний период своего развития в образовательной деятельности школы произошли количественные и качественные изменения. Это увеличение количества национальных отделений от 10 до 17. В 2008 году открылось карачаево-черкесское и кабардино-балкарское отделение педагог М. Байрамкулова, в 2014 – узбекское отделение педагог Н.Хамданова, количество творческих мастерских от 3-до7, охват детей от 200 и более 500 человек. С каждым годом растет география пропаганды мастерства воспитанников по освоению основ нравственности, толерантности, идей национального единства.
Свою образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с нормативно-правовыми документами. Содержание образования определяется авторскими программами педагогов, разрабатываемые, утверждаемые и реализуемые школой самостоятельно. Учебно-воспитательный процесс в национальных отделениях, на занятиях эстетического цикла строится на педагогически обоснованном выборе педагогом технологий, методик, направленных на формирование и развитие поликультурной личности в этнокультурной среде.
Опыт и практика школы показывает, что 3-х этапное обучение детей в школе с учетом уровневого погружения в языковое, этнокультурное, эстетическое пространство школы через социальное партнерство с этнокультурными объединениями ассамблеи, библиотеками города, средне образовательными школами и др. учреждениями способствуют устойчивому практико-ориентированному развитию навыков детей и подростков. Воспитательная работа ведется с учетом потребностей, склонностей и способностей обучающихся на принципах системности, преемственности и связи с жизнью.
Основная цель школы – развитие толерантного мироотношения воспитанников в межкультурном пространстве. Воспитание образованного и культурного гражданина РК, достижение нового уровня в создании и соблюдении человеком своего долга и ответственности за судьбу родины. Для образовательной деятельности в школе созданы комфортные условия: учебные классы, компьютерный класс, интерактивные доски, библиотека, электронные учебные пособия. Только в этом учебном году библиотечный фонд пополнился на 200 единиц этнолитературы. Учебное заведение обеспечено квалифицированными кадрами, которое состоит из 24 педагогов. Из них 85% имеют высшее образование, 40% - с высшей и первой категорией. В польском отделении работает специалист Р,Будзынский , приглашенный в школу по согласованию с Министерством науки и образования РК и РПольша, в болгарском Г.Йорданова - специалист из республики Болгария. Языковая среда, создание ситуации успешности в учебно – игровой деятельности, мобильность, семейный уют и психологический комфорт – это мотивы, побуждающие обучающихся углубиться в мир согласия, гармоний и единства. Содержание общешкольных государственных мероприятий, календарно- обрядовых праздников этносов Прииртышья, традиционных событий школы как : торжественная линейка, конкурс художественного чтения на родных и государственном языках, этнофестиваль «Бірлік» проводится на уровне объединяющего, консолидирующего фактора. Поэтому ключевыми темами таких событий являются: « Казахстан –наш общий дом», «Звучи домбыра и бандура», «Хоровод дружбы», «Венок мира», «Язык каждого народа: и прекрасен, и велик», «Мы разные, равные» и др. Разноязычие, буйство красок, единый порыв сотворчества во время прохождения таких мероприятий укрепляет и развивает устойчивость принятия мира в его многообразии. Энтузиазм в развитии методической культуры педагогов проявляют заместитель директора школы Ж.Байманова и руководители методических объединении С.Аракелян, А.Апушева. И педагогами, которые стояли у истоков становления школы Р.Серажетдиновой татаро-башкирского отделения, Л.Мусселиус, Н.Гомзяковой хореографами эстетических групп вместе с молодыми специалистами Г.Григориади педагогом украинского отделения, А.Бобровой педагогом греческого отделения, Н.Мукановой педагогом корейского отделения и др. ведётся поиск форм альтернативного обучения с воспитанниками, направленных на формирование казахстанской идентичности. Педагоги Л.Опиева, И.Петрова, А.Сагатова, А.Аубакирова, С.Ибрагимова являются участниками составления Положений конкурсов, смотров, критериев оценок деятельности обучающихся. Только в этом году копилка успехов школы пополнилась достижениями педагогов. Так по итогам республиканского конкурса «Методический вернисаж» по социально- педагогическому направлению 3 место за авторскую программу «Развитие коммуникативной и этнокультурной компетенции учащихся на занятиях армянского отделения школы» дипломом 3 степени награждена С.Аракелян, педагог еврейского отделения И.Тверитнева награждена грамотой по итогам международного конкурса «Из глубины веков» за достижения воспитанницы В.Голубничей , занявшую 3 место; обладателями дипломов республиканского конкурса по художественному чтению «Крессе» являются воспитанники польского отделения Сокоренко В, Макарова Н.; по итогам III дистанционной международной олимпиады по татарскому языку и татарской литературе прошли обучающиеся Иванова М, Рафиков Ф, Рафикова Р, Арсланов И, Ибрагимова Р, Ибраева А татаро-башкирское отделение; на международном тестирований г. Астана прошли первый уровень тестов по корейскому языку обучающиеся корейского отделения Каленова А, Мишелева С; воспитанница культурологического центра казахского С. Кизат обладатель диплома I cтепени на секции «социология» на международной научно-практической конференции «ХIV Сатпаевские чтения»и др.. .
Визитной карточкой школы являются яркие выступления творческих мастерских : домбрового ансамбля «Достық», народно-характерных ансамблей «Молдір», «Арай», вокально-хоровой студий под руководством М.Ершовой, вокальной студий Р.Корабай,
участников занятий по музыке Ю.Ефимовой, по декоративно-прикладному искусству Е.Софроновой и др., где идейно-художественное содержание программ через интеграцию культур направлено на понимание и закрепление Стратегии национального единства. Позитивные отзывы общественности, родителей сегодня свидетельствуют о том, что толерантная личность – это залог прочности школьной семьи, а это значит и крепкая страна, и крепкий мост в будущее.
Директор школы: Е.Айткулов
Школа национального возрождения им. К.Б. Даржумана
Школа национального возрождения им. К.Б.Даржумана как учебное заведение дополнительного образования создает условия для личностного развития и социализации детей и подростков через изучение культурного наследия народа Казахстана. Школа открыта в 1997 году по ходатайству ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области. В 2012 году школе присвоено имя К.Б. Даржумана.
Свою образовательную и воспитательную деятельность школа осуществляет в соответствии с законами «Об образовании», «О языках», «Доктрина единства народа Казахстана». Основная цель школы – развитие поликультурной личности в этнокультурной среде, воспитание образованного и культурного гражданина Республики Казахстан, достижение нового уровня в создании и соблюдении человеком своего долга и ответственности за судьбу родины.
Учебно-воспитательный процесс в школе строится на педагогически обоснованном выборе учителем технологий, методик, средств и методов обучения, направленных на формирование и развитие поликультурной личности в этнокультурной среде.
В 2012-13 учебном году в 14 национальных отделениях и 2-х культурологических центрах обучается 566 детей. В каждом отделении работают несколько разноуровневых групп, занятия ведутся согласно учебно-тематическому плану и расписанию.
Школа осуществляет комплексный подход к изучению языка с общей концепцией и авторскими программами. В учебные программы отделений включено изучение государственного языка, традиций и обычаев казахского народа. Педагоги школы являются авторами методических пособий и рекомендаций. В 2004 году издано первое учебное пособие «Обычаи Болгарии», в 2011 году - «Этнокультурные этюды», отражающих опыт работы речевой деятельности и практических навыков по освоению этнокультурного наследия народов.
В школе работают 33 педагога. По согласованию с Министерством науки и образования Республики Казахстан в болгарском и польском отделениях работают педагоги, приглашенные из Польши и Болгарии. Опыт и практика деятельности педагогов школы свидетельствует о том, что познание языка есть средство достижения мира и согласия. Открытые уроки «Певец духовности», «Астана - символ единства и независимости Казахстана», «Развитие коммуникативных навыков по родному языку учащихся немецкого отделения через театрализацию», «Ораза айт», «День Адвента», «Пурим», «Чхусок» помогают осваивать нравственные ценности национальной культуры. Проведение уроков-концертов, уроков-экскурсий, публичных выступлений в музеях и библиотеках, организация конкурсов художественного чтения на государственном и родном языках, участие в Сатпаевских чтениях, международных научно-практических конференциях посвященных тюркским языкам, дням славянской письменности и культуры, являются показателем развития познавательного уровня учащихся в изучении культурного наследия.
Театрализация календарно-обрядовых праздников, изучение и практическое применение национальных игр, интеллектуальные конкурсы на знание устного народного творчества на уроках родного языка способствуют активному усвоению не только родного языка, но и развитию культуры коллективного труда.
В школе созданы и успешно работают творческие мастерские: домбровый ансамбль «Достык», ансамбль бандуристов, студия вокального пения, школьный хор «Бірлік», танцевальные ансамбли «Арай», «Учтаулар», декоративно-прикладного искусства.
Школа гордится своими достижениями в области самодеятельного творчества, представляющего образцы национального фольклора на городских и областных фестивалях культуры народа Казахстана, и успешными результатами учащихся на областных, республиканских и международных конкурсах.
Выпускники школы являются одним из звеньев объединения молодежного крыла ассамблеи при этнокультурных объединениях и базой для создания творческих молодежных коллективов.
Обеспечение новых образовательных услуг для учащихся школы является приоритетной задачей педагогического коллектива.
darxan-86.wix.com/shkola